Социальная гостиная


 Резкие экономические изменения в России привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности. Это привело к увеличению числа семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Родители в таких семьях не обеспечивают детей необходимой заботой и вниманием, не готовят детей к учебной деятельности, многие из этих детей переживают различного рода насилие со стороны родителей и опекунов. Нередко это приводит к тому, что дети часто бывают голодные, не имеют элементарных вещей, приходят в школу неподготовленными. Не имея опыта регламентированной жизни, без поддержки семьи, они довольно быстро оказываются неуспешными, начинают пропускать занятия, после школы часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице, их проблемы, даже острые зачастую не попадают в поле зрения взрослых. Все это способствует к тому, что такие дети рано оказываются вне школы, ищут поддержки в асоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации, а в дальнейшем пополняют собой ряды неблагополучных родителей. Опыт взаимодействия с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении, показывает, что школа играет особую роль для жизни детей из этих семей. Для того, чтобы дети проводили больше времени в школе, а не на улице, могли адаптироваться к учебе и находились под присмотром взрослых, которые могут помочь им при ухудшении положения ребенка в семье (например, когда ребенок подвергся насилию со стороны родителей или остается голодным на протяжении нескольких дней) требуется специальная организация пространства для этих детей в школе, позитивное отношение со стороны учителей и администрации, и целенаправленные занятия с ними. 
В 2010 году МБОУ Платоновская СОШ участвует в реализации комплексной региональной программы «Право ребёнка на семью» с профилактической услугой «Социальная гостиная»
Цель работы социальной гостиной — оказание помощи в социальной адаптации детям из неблагополучных семей путем создания такого пространства в школе, которое позволяет этим детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь, и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых. Сущность работы социальной гостиной заключается в организации при образовательном учреждении пространства, где дети могут проводить время после занятий в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы. Социальная гостиная также дает возможность в значительной мере сократить пребывание детей вне опеки со стороны взрослых, т.е. на улице. Для этого необходимо организовать питание, помочь справиться с учебной нагрузкой, разрешить психологические проблемы, вызванные неблагополучными семейными условиями, организовать досуг детей. 
Среди специалистов социальной гостиной социальный педагог, педагог- психолог, воспитатель, педагоги дополнительного образования.
Работа социальной гостиной помогает приобрести детям социальные навыки, ограничить социальную изоляцию, правильно планировать время, что способствует исключению причин для проведения времени на улице в поисках общения. Психолог проводит как индивидуальные консультации, так и групповые занятия с детьми. Индивидуальные встречи должны быть ориентированы, в первую очередь, не на диагностику познавательных процессов и эмоциональных особенностей ребенка, а на формирование более позитивной самооценки, помощь в травматических переживаний, связанных с семейной ситуацией, разрешение конфликтов с детьми и взрослыми. Групповые психологические занятия направлены преимущественно на развитие коммуникативных навыков, они выстраиваются с учетом возраста, и для подростков могут включать в себя не только упражнения, но и обсуждение наиболее актуальных проблем (отношения со сверстниками, родителями, учителями, планирование будущего и т.д.).
Задачами социального педагога гостиной помимо обеспечения ребенка питанием и необходимыми для обучения принадлежностями является также установление контактов между семьей и школой, организация связей между родителями ребенка и социальной службой (например, центром по работе с населением), мотивирование родителей на получение социальной, медицинской и психологической помощи. Другой важной задачей социального педагога является формирование представления о том, в каких условиях проживает ребенок (включая отслеживание того, как изменяются эти условия), а также помощь в эвакуации ребенка, если его жизни и здоровью начинает угрожать опасность (сообщение информации в опеку, правоохранительные органы, связь с приютами и т.д.).